Исторический опыт

Сегодня многие считают, что изменить ситуацию с ужасающим состоянием водопроводных сетей в Рыбинске невозможно или, по крайней мере, невозможно изменить быстро. Уж слишком все запущено, денег на кардинальные изменения нет, ждать помощи неоткуда, надеяться приходится только на свои силы и собственные средства. Между тем выход предлагает сама история строительства водопровода в нашем городе. Заметим, что и тогда — в последней четверти 19 века лишних денег в Рыбинске не водилось, и были свои трудности в отношениях со столицей империи. Однако выход был найден. Может быть, в какой-то мере он приемлем и сейчас. Как известно, все новое — это хорошо забытое старое.

ТРУБЫ КАК МУЗЕЙНЫЙ ЭКСПОНАТ

Рыбинский Водоканал до сих пор эксплуатирует трубы 1901 года постройки. Наши предки все старались делать на века, но даже они вряд ли мог­ли предположить, что сработан­ный в 19 столетии водопровод будет служить их потомкам в 21 веке — веке модернизации, инноваций и технологических прорывов. С исторической точ­ки зрения этот факт, конечно, любопытен. Еще, наверное, он небезынтересен музейщикам. Но и только... Обывателя древ­ние коммуникационные сети радовать не могут. Они свое от­служили. И теперь мало того, что требуют бесконечного ре­монта, но и небезопасны. Пред­ставляете, какое количество всякой мерзости, грязи, виру­сов, да и мало ли еще чего (об этом лучше спросить в «Роспотребнадзоре») накопилось на стенках труб за ПО лет суще­ствования! К этому стоит доба­вить, мягко выражаясь, не самое лучшее качество очистки и не­вероятной перегруженности на­ших очистных сооружений. Нужны новые, а мы не можем достроить даже те, на которые были выделены деньги. Милли­онные средства, как теперь уже в голос говорят даже официаль­ные лица, беззастенчиво разво­рованы. Картина удручающая, если не сказать пугающая.

СТРАШНО, АЖ ЖУТЬ

Но вернемся к нашим тру­бам. Сегодня рыбинские водо­проводчики обслуживают 350 километров сетей, из них вет­хими и изношенными числят­ся 283,5 километра. То есть три четверти воды на пути от Вол­ги или моря (это кому как по­везло) до наших квартир про­ходит по ржавым, пришедшим в полную негодность трубам. Как следует из целевой про­граммы «Чистая вода», «боль­шая часть подземных трубо­проводов выполнена из стали и чугуна без надежных покрытий, что повышает их аварийность. В результате коррозийного раз­рушения стенок и зарастания поверхности происходят значи­тельные потери воды». Про­стым ремонтом тут не обой­дешься, а чтобы трубы заменить, требуются не миллионы, а миллиарды рублей.

Для полноты картины

несколько цифр.

В 2006-м году городская

система водоснабжения

выдержала 332 аварии.

В 2007-м — 365.

В 2008-м 437.

И, как все понимают, это не предел. Аварии будут случать­ся все чаще и чаще — по нарас­тающей, потери воды будут все объемнее, а качество питьевой воды станет пугать все больше и больше. Так будет, если ничего не изменить: не научиться стро­ить, как наши прадеды (по сло­вам специалистов, первый ки­лометр трубы, проложенный под улицей Крестовой ПО лет назад, служит гораздо лучше, чем сети 80-х), не воровать и главное — найти выход из, каза­лось бы, безвыходной ситуации и приступить, наконец, к то­тальной замене водопроводных сетей. Выход, кстати, подсказы­вает сама история строительства водопровода в Рыбинске.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Если кто думает, что в 19 веке в городе были лишние деньги и все получалось отлично и сразу, глубоко ошибается. Впервые вопрос о строительстве водо­провода был поднят на заседа­нии Рыбинской городской Думы в 1873 году. Члены Думы (теперь бы их назвали депутата­ми) поручили исполнительному органу — Управе — найти подряд­чика. В 1874 году Управа заклю­чила договор с Товариществом «Глазенап, Калемин и Зацвелиховский», которое предоставило смету на 159 тысяч 386 рублей 9/5 копейки. К сожалению, в казне таких денег не оказалось. Знакомая история.

В 1889 году ярославская фирма с простым названием «Нептун» предложила городу свои услуги. Управа даже успела заключить договор с инженером Н.П. Зиминым на создание про­екта. Но и этот проект был со­рван. По той же самой и такой понятной нынче причине — отсут­ствия денег в бюджете.

Только в 1897 году (то есть через 24 года после первого заседания) Дума вернулась к воп-росу о водопроводе. Может быть, этот факт нас, очевидцев десятков нереализованных ре­шений и долгостроев, несколь­ко утешит и вселит надежду. 13 сентября купцы создали ко­миссию (что-то вроде современ­ной рабочей группы) по устрой­ству водопровода и одновремен­но электрического освещения. В комиссию вошли купцы Калаш­ников, Неопиханов, Переслав-цев, Жилов, Трутнев, Величко, дворяне Лютер и Хлебников. Но денег по-прежнему не было.

ОБЛИГАЦИИ КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Купцы и дворяне — члены ко­миссии — приняли окончательное решение — водопровод строить. А для разрешения финансовой проблемы выпустить специальный облигационный заем. По законодательству тех лет для выпуска облигаций требовалось испросить согласие у самого государя-императора. Городская Дума по инстанциям (губернатор, кабинет министров) добралась до Николая II. 19 июня 1898 года на основании Высочайшего по­зволения был утвержден заем города Рыбинска на 400 тысяч рублей. Облигации выпустили нa предъявителя номиналом в 100 рублей с ежегодным дохо­дом в 4,5%. При каждой имел­ся купон для получения полу­годовых процентов. В услови­ях выпуска облигаций также значилось: «Нумера вышедших в тираж облигаций публикуют­ся каждый раз немедленно вслед за тиражом во всеобщее сведение в «Правительствен­ном вестнике», в «Ведомостях обеих столиц», в «Вестнике финансов, промышленности и торговли», а равно и в местных «Губернских Ведомостях». Облигации были выпущены, востребованы. Нача­лись поиски подряд­чиков. Выбирали тех, кто строит лучше и дешевле. Сначала об­судили предложение Московского товари­щества чугунно-литейных и машино­строительных производств «Добровых и Набгольц». Компания заявила о строитель­стве водопровода за 300 000 руб­лей с суточным забором воды 104 824 ведра. Однако, в конце концов, предпочтение было от­дано тоже столичной фирме «Братья Бромлей», которая обя­залась построить водопровод на 12 тысяч рублей дешевле.

Строительство началось летом 1899 года. А ровно через 1,5 года, 1 января 1901 г., воду уже нача­ли подавать в городскую систе­му. В течение года к общей ма­гистрали водопроводных труб были присоединены 74 дома. За пользование водой устано­вили таксу — четыре копейки с сорока ведер из специальных будок и по 20 копеек за 100 ве­дер из домовых водопроводов. Для квартирующих в городе войск, пожарного депо, муни­ципальных учреждений, бед­нейших жителей вода отпуска­лась бесплатно. Через 10 лет протяженность водопровода составляла уже 11 верст.

МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ

Может ли в нынешних усло­виях выпуск облигаций для строительства водопровода стать выходом? Очевидно, есть много проблем, условий, пре­град. Очевидно, что при нынеш­нем безденежье нужно будет просчитывать риски, доказы­вать, убеждать. Очевидно, необ­ходима кропотливая работа юристов. Но...

К1911 году только пятая часть городов России имела водопроводные сооружения. И Рыбинск был среди них. Не побоялась же тогдашняя городская Дума и го­родской голова Константин Ива­нович Расторгуев рискнуть и при­ступить к делу. Наверное, и тогда многие не верили или относились к затее скептически. А мы и через 110 лет пользуемся результатами труда деловых людей, решивших­ся на рисковое дело.