Почему в Пошехонье стоимость водоснабжения выше, чем в Рыбинске?

«Может кто-то внятно объяснить, почему в Пошехонье стоимость водоснабжения на порядок выше, чем в Рыбинске? Анонимно» — такой пост появился на днях в соцсети Вконтакте в группе «Подслушано. Пошехонье». Полемика вокруг вопроса развернулась большая. А потому экономисты «Северного водоканала» все же решили дать официальный ответ на неофициальный вопрос.

Оказание услуг водоотведения и водоснабжения, является регулируемым видом деятельности.

В соответствии с действующим законодательством тарифы устанавливает Департамент жилищно-коммунального хозяйства энергетики и  регулирования тарифов. При установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения (питьевая вода), и водоотведения, Департамент руководствуется следующими основными нормативными документами:

Налоговым кодексом Российской Федерации, принятым Федеральными Налоговым кодексом Российской Федерации, принятым Федеральными законами от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ и от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ с изменениями (далее — НК РФ);

Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ);

Федеральным законом Российской Федерации от 23 ноября 2009 года
№ 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ);

Федеральным законом Российской Федерации от 18 июля 2011 года
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013
№ 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования; Правила регулирования);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013
№ 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее –  Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ);

Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Методические указания);

Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации
на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее – Прогноз), одобренным на заседании Правительства Российской Федерации 18 сентября 2017 года.

Иными словами, при установлении тарифа на очередной период регулирования, необходимая валовая выручка корректируется, с учетом фактически понесенных расходов  на выполнение производственной и инвестиционной программы.

При формировании тарифов учитываются только экономически обоснованные расходы.

В настоящее время тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение значительно дифференцированы по городам и районам области. Максимальные тарифы для населения на холодное водоснабжение и водоотведение по различным муниципальным образованиям более чем в 2 раза превышают средний уровень тарифов, сложившийся по области, и в 5-6 раз — минимальные тарифы. Это вызвано различиями  в стоимости производства и объемов реализации, в различных населенных пунктах.

Структура тарифа на питьевую воду обладает своими особенностями и  зависит от многих факторов, таких как:

— вид технологических процессов добычи и транспортировки воды;

— объемов реализации воды — чем больше объем реализации, тем дешевле себестоимость единицы продукции (характерно для крупных городов);

— от наличия подземного (артезианские скважины) или поверхностного водозабора;

— от способов подачи воды: самотечные; напорные (с механической подачей воды с помощью насосов), комбинированные.

С целью обеспечения доступности коммунальных услуг населению, и перехода на единый тариф, принят закон   Ярославской области от 29.12.2016 г. №104- «О перераспределении между органами местного  само-управления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения».

Основные характерные особенности каждой из систем:

  1. Наличие низкого удельного расхода электрической энергии, значительной протяженности водопроводных сетей и большого объема реализации воды характерно для города Рыбинска, где источником воды является поверхностный водозабор .
  2. В не больших городах и сельской местности в т.ч.в Пошехонье, источником водоснабжения которых являются артезианские скважины отдаленные друг от друга (подземный источник водоснабжения), значительная доля затрат в структуре себестоимости услуги – электрическая энергия, низкая концентрация абонентов.

Иными словами, если говорить о сравнении тарифов на воду г. Пошехонья с тарифами в г. Рыбинске, то в первую очередь действует закон «экономия от масштаба». Чем меньше городок, тем больше в нем тариф. Так, увы, было всегда и это не блажь «Северного водоканала». Ведь все затраты, которые закладывают в тариф, в маленьком Пошехонье ложатся на плечи 101 юрлица и 6 700 физлиц, а в большом Рыбинске все затраты за те же самые услуги раскидываются на 1830 юрлиц и 194 987 потребителей услуг — физлиц.

Пресс-служба ГП ЯО Северный водоканал